Министерство культуры России
Московская государственная академическая филармония
Государственный центр современного искусства
Сезон 2009 - 2010

II Московский международный фестиваль актуальной музыки
«ДРУГОЕ ПРОСТРАНСТВО»

20 — 24 июня
Roof_холл
Craft_холл
Камерный зал Московской филармонии

фотогалерея

В 1956-м Пьер Булез завершил свои «Структуры I» для двух фортепиано, исчислив в них всё, что только в музыке возможно. Никакого шанса живому чувству, эмоции и даже дыханию. Закрыв, тем самым, любые вопросы музыкальной структуры.

В 1968-м Лючано Берио создал свою Симфонию, ставшую квинтэссенцией всего нового, радикального и парадоксального, к чему пришло многовековое развитие европейской музыки. Закрыв, тем самым, любые вопросы музыкальных эстетик, технологий и стилистик.

Что оставалось делать в этой ситуации композитору? А то и делать, что всякий раз изобретать нечто такое, что может быть использовано только здесь и теперь, только в данном конкретном опусе, всего один лишь раз. Оттого всякое сочинение стало являть собой индивидуальный, чаще одноразовый авторский манифест (проект, акцию, жест) с одноразовой же эстетикой, концептом, манерой и письмом. Хотя, по большому счёту, здесь давно уже изобретать было нечего. Даже хорошо забытое старое заново многократно «открыли» и «изобрели».

Фестиваль «Другое пространство» поступил мудрее. Он решил ничего не открывать и не изобретать, но создать иные условия и иные контексты бытования современной музыки. С одной стороны, преодолеть тесные рамки филармонических залов и поселить новое искусство в среду непривычную и экстремальную. Ту, где, во многом, стирается грань сцены и зала, исполнителя и публики, ведущего и ведомого. Попытка вписать современную музыку не только в неожиданную для неё социо-культурную ситуацию, но и продемонстрировать другие формы её реализаций и представлений. И, значит, авангардная, поставангардная, минималистская, постмодернистская, концептуальная и т. п. музыка звучит для зрителя в непосредственной близости от неё самой, чуть ли не внутри её самой, чуть ли не в качестве прямого её сотоварища и соучастника. Коммунизм, одним словом! Нет, практически, никакого конфликта между товаром и производителем, продавцом и покупателем, личностью и обществом, возможностями и потребностями. А что ещё ей, новой музыке, нужно?!

С другой стороны, наш фестиваль - пограничная зона, где пересекаются пути разных видов искусств. Однако, это не пресловутый синтез искусств, а, скорее, самостоятельные контрапункты и параллелизмы. Когда одновременно возникают многоярусные слои - визуальные, музыкальные, артистические, изобразительные, электронные - каждый из которых несёт собственную важную информацию. Так из разного и различного складывается единое мультимедийное пространство, а, точнее, новая художественная реальность.

Основная композиторская направленность «Другого пространства» - музыка молодых российских авторов: как правило, музыка премьерная или совсем недавно написанная. Эдакая площадка для свежих имён и опусов. Кажется, только таким вот образом можно увидеть и услышать, куда мы идём, движемся. Потому что прозвучат на фестивале и сочинения мэтров, «живых классиков», аксакалов. И, выходит, есть что сравнить и сопоставить. Ведь «Другое пространство» - не есть другая традиция, но лишь новое её наполнение.

Рауф Фархадов, композитор

Фестиваль «Другое пространство» возвращает в современную культуру единство акустического и визуального художественного жеста. Его образность пронизана глубокой культурной памятью и одновременно она наполнена интеллектуальным чувством, соединяющим артистическое поведение с новыми технологиями.

Композиторы, музыканты и художники - участники Фестиваля - формируют актуальные зоны современного искусства, превращая «другое пространство» культуры в естественный организм. В его слоях свободно существуют основные художественные стратегии - новейшая камерная музыка, визуально-акустические перформансы и видеоарт, взаимопересекаясь и образуя единый генетический код художественной мысли.

Фестиваль «Другое пространство» объединяет зрителей и участников, восстанавливая традиции целостного присутствия человека в истории и культуре.

Виталий Пацюков, искусствовед

20 июня,  воскресенье,  16:00                    ROOF_ХОЛЛ

Открытие фестиваля     «По барабану — на крыше»

Небойша Живкович (1962)
     Trio per Uno - трио для ударных инструментов
Кейко Абе (1924 -1993)
     Reflection на темы японских детских песен
Матиас Шмидт (1958)
     2 Gather
Паул Голдстауб (1947)
     Six Slick Click Licks — трио для малых барабанов
Исполнители:
Gnessin Percussion Trio
под управлением заслуженного артиста России, профессора Д.М. Лукьянова в составе:
лауреаты международных конкурсов
     Илья Мелихов
     Ростислав Шараевский
     Владимир Терехов

20 июня,  воскресенье,  18:00                    CRAFT_ХОЛЛ

Владимир Кобекин (1947)
     Опера «Счастливый принц»
- сентиментальная история по одноименному рассказу Оскара Уайльда

Либретто — Алексей Парин

Исполнители:
Государственный академический камерный оркестр России
Художественный руководитель – Алексей Уткин
Дирижер – Феликс Коробов

Солисты:
Татьяна Куинджи (сопрано)
Анатолий Богомолов (тенор)

Постановка – Оксана Новосад
Бруно Мантовани (1974)
     Suonare (Российская премьера)
Анри Дютийё (1916)
     Соната
Филипп Эрсан (1948)
     Ephemeres (Российская премьера)
Исполняет
Артур Ансель (фортепиано, Франция)
Александр Раскатов (1953)
     «Голоса замерзшей земли»
Владимир Николаев (1953)
     «Игрища» (Мировая премьера)
Марина Шмотова (1959)
     Цикл песен на стихи Анны Ахматовой (Мировая премьера)
          (исполнительская версия ансамбля)
Сергей Беринский (1946 - 1998)
     Мотет для хора a cappella      (переложение для ансамбля М. Шмотовой)
Исполняет
Ансамбль Дмитрия Покровского в составе:
Олег Добрынин
Светлана Дорохова
Владимир Королев
Андрей Самсонов
Михаил Степанич
Алексей Табатчиков
Людмила Черкашина
Марина Черкашина
Ирина Шишкина
Антон Шлевич
Мария Нефедова (художественный руководитель)
Ольга Юкечева (режиссер)

20 июня,  воскресенье,  21:00
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

Владимир Тарасов (1947)
     «Думая о В. Хлебникове»
          визуально-акустический проект для голоса, ударных и звуковой дорожки
Звуковая дорожка: «Ур-соната» – Курт Швиттерс, Германия
Исполняет     Владимир Тарасов (ударные, голос, Литва)

21 июня,  понедельник,  18:00     CRAFT_ХОЛЛ

Габриэль Эркорека (1969)
     Ertzak (2010, Российская премьера)
Эктор Парра (1976)
     Antigone (2001, Российская премьера)
Луис де Пабло (1930)
     Circe de Espana (по поэме Хосе-Мигеля Уллана) (2006, Российская премьера)
Альфредо Аракиль (1954)
     Paisaje vertical (1985, Российская премьера)
Карлос Сатуэ (1958)
     Синус (2001, Российская премьера)
Хосе Мануэль Лопес-Лопес (1956)
     Jenseits-Diesseits (Так и эдак, Российская премьера) (1992)
Исполняет     Ансамбль современной музыки Grupo Enigma (г. Сарагоса, Испания)
Гельмут Лахенман (1935)
     Guiero
Дьёрдь Лигети (1923 - 2006)      Два этюда
Исполняет     Михаил Дубов (фортепиано)
Александр Щетинский (1960)
     «Путешествие Орфея» (2005, Российская премьера)
Кузьма Бодров (1980)
     Divertimento (2009)
Кентаро Нода (1976)
     Iriomote Cat (2009)
Александр Вустин (1943)
     «Музыка для 10-ти» на тексты Ж.Ф. Лагарпа (1991)
Владимир Тарнопольский (1955)
     «Чевенгур» на тексты А. Платонова (2001)
Франсуа Парис (1961)
     «К вопросу о Ницце» - музыка к немому фильму Жана Виго (1929/2005)
Исполняет      Ансамбль «Студия новой музыки»
Художественный руководитель – Владимир Тарнопольский
Дирижер – Игорь Дронов

21 июня,  понедельник,  21:00
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

«Живая дорожка»
Михаил Басов (1977)
     Видео-инсталляция «Перфорированная память» (2009)
Роман Столяр (1967)
     Импровизация к видео-инсталляции «Перфорированная память»
Эдита Фил
     Видео-арт «Интимная жизнь предметов домашнего обихода» (2008)
Андрей Зеленский (1963)
     Импровизация к видео-арту «Интимная жизнь предметов домашнего обихода»
Луис Бунюэль (1900 - 1983)
     «Андалузский пёс», 1928 год, Франция
Виктор Екимовский (1947)
     Звуковая дорожка к фильму «Андалузский пёс»

     Исполнители:
ГАМ-ансамбль (Ансамбль «Галерея Актуальной Музыки») в составе:
     Эдита Фил (флейта, импровизация)
     Олег Танцов (кларнет)
     Сергей Асташонок (виолончель)
     Михаил Дубов (фортепиано)
     Даниил Екимовский (фортепиано)
В концерте принимает участие
     Роман Столяр (фортепиано, импровизация)

22 июня,  вторник,  18:00     CRAFT_ХОЛЛ
Проект композиторского объединения «Пластика звука» на фестивале «Другое пространство»

     Авторы проекта:
Владимир Горлинский,
Алексей Сысоев,
Олег Пайбердин
     Видео-инсталляция — Андрей Крель
     Видео-поддержка — Студия «IIIYM» (www.iiiym.ru)
     Техническая поддержка — аппаратно-программный комплекс Blending World

«В сферу интересов современных композиторов входят не только поиски новых звуковых путей и объектов, но и актуальные способы их реализации в «пост-филармоническом» пространстве. Какой сегодня должна быть музыка? Какова её естественная среда обитания? Где та грань, за которой музыка перестаёт быть чистым искусством, «вещью в себе»?

То, чему вы сегодня станете свидетелями – не обычный филармонический концерт в привычном понимании этого слова, но и не театрализованный перфоманс или шоу. Своей задачей композиторы ставят создание экспериментальной территории существования единого музыкального организма, в котором переосмысливаются все основополагающие его аспекты: звук, время, пространство…»
Алексей Сысоев

Владимир Горлинский (1984)
     Accent sequence для фортепиано соло и электроники (Российская премьера)
Анна Ромашкова
     Meteo для флейты, кларнета и ударных (Мировая премьера)
Алексей Сысоев (1972)
     Marsyas для флейты соло (Мировая премьера)
Олег Пайбердин (1971)
     Cantus firmus для виолончели соло и фильма Emak Bakia Ман Рэя
Алексей Наджаров (1983)
     Ragged для фортепиано соло (Мировая премьера)
Дмитрий Курляндский (1976)
     Voice-off для голоса соло (Московская премьера)
Николай Хруст (1982)
     Fluting point для флейты, ударных и электроники
Сергей Хисматов (1983)
     Cymbals Quartet для ударных (4 исполнителя) (Мировая премьера)
     Исполняют:
Солисты Ансамбля «Студия новой музыки»
Художественный руководитель – Владимир Тарнопольский

В концерте принимают участие:
     Наталья Пшеничникова (сопрано)
     Сергей Асташонок (виолончель)
     Иван Бушуев (флейта)
     Илья Мелихов (ударные)
     Владимир Терехов (ударные)
Алексей Шмурак (1986)
     «Контроль» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
          (Российская премьера)
Максим Коломиец (1981)
     «Падающие пьедесталы» для флейты, кларнета, виолончели и фортепиано
          (Российская премьера)
Василий Стругальский (1987)
     Minore для флейты, гобоя, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано           (Мировая премьера)
Эльмир Низамов (1986)
     «Серенада шарманщика» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели
Владимир Раннев (1970)
     Error. Try again для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
          (Мировая премьера)
Богдан Сегин (1976)
     Something alike on hocket для флейты, гобоя, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано           (Мировая премьера)
Сергей Вилка (1987)
     Status Post для флейты, гобоя, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано           (Мировая премьера)

     Исполняет
Ансамбль Nostri Temporis (Украина)

     В составе:
Сергей Вилка (флейта)
Максим Коломиец (гобой)
Дан Пуржаш (кларнет)
Борис Конюхов (скрипка)
Ольга Жукова (виолончель)
Алексей Шмурак (фортепиано)

Cергей Патраманский (1964)
     «Невесомое» для флейты, саксофона, кларнета, фагота, фортепиано и струнного квартета          (Московская премьера)
Ольга Викторова (1960)
     «Пыль... Земля...» для флейты, саксофона, кларнета, фагота, фортепиано и струнных
          (Мировая премьера)
Федор Софронов (1971)
     Трио для кларнета, виолончели и фортепиано
Сергей Зятьков (1969)
     Новое произведение (мировая премьера)

     Исполняют
Ансамбль «XX век»
Художественный руководитель – Мария Ходина
Дирижер – Олег Танцов

22 июня,  вторник,  21:00     
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

«Живая дорожка»

Фриц Ланг (1890 - 1976) «Метрополис», 1925 год, Германия
Дьердь Лигети (1923-2006)
Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007)
Эдисон Денисов (1929 - 1996)
Джачинто Шелси (1905 - 1988)
Рио Нода (1948)

Исполняют:
     Федор Амиров (композиция, фортепиано, клавишные, голос)
     Эдита Фил (флейта, импровизация)
Квартет саксофонов Андрея Кравченко в составе:
     Андрей Кравченко (сопрано-саксофон)
     Александр Стреляев (альт-саксофон)
     Кирилл Маслов (тенор-саксофон)
     Илья Богомол (баритон-саксофон)

23 июня,  среда,  18:00     CRAFT_ХОЛЛ

«Вечер премьер — Молодая музыка»
Мировые премьеры молодых российских композиторов объединения «МолОт», специально написанные к фестивалю «Другое пространство»

Даниил Власов (1982)
     Intermusic для 4-х флейт, 4-х саксофонов и фортепиано
          (Мировая премьера)
Георгий Дорохов (1984)
     «Гарь» для 4-х флейт, 4-х саксофонов, фортепиано и ударных
          Мировая премьера)
Анна Жёлтышева (1976)
     Foglio Verso для 4-х флейт и 4-х саксофонов
          (Мировая премьера)
Вероника Затула (1982)
     Bath-Kol для 4-х голосов, 4-х саксофонов и фортепиано
          (Мировая премьера)
Андрей Зеленский (1963)
     «Лоскутки» для 4-х флейт
          (Мировая премьера)
Эльмир Низамов (1986)
     Dixi для 4 саксофонов, фортепиано и ударных
          (Мировая премьера)
Станислав Маковский (1988)
     «Ноктюрн XXI» для 4-х флейт, 4-х саксофонов, тубы, фортепиано и ударных
          (Мировая премьера)
Олег Пайбердин (1971) / Георгий Дорохов (1984)
     Sob Out для 4-х саксофонов / «Манифест» для стульев
          (Мировая премьера)
Ярослав Судзиловский (1980)
     «Круг первый» для 4-х голосов, 4-х флейт, 4-х саксофонов, тубы, фортепиано и ударных из цикла «Девять кругов камерной музыки»
          (Мировая премьера)
Любовь Терская (1974)
     XXL для 4-х флейт, 4-х саксофонов, тубы и фортепиано
          (Мировая премьера)
Александр Хубеев (1986)
     «Октофония» для 4-х флейт и 4-х саксофонов
          (Мировая премьера)
Ольга Шайдуллина ()      «Полиграф» для 4-х флейт, 4-х саксофонов и струйного принтера
          (Мировая премьера)

Исполняют
     ГАМ-ансамбль (Ансамбль «Галерея актуальной музыки»)
Видео, постановка — Оксана Новосад
Мимы: Анастасия Янски, Стас Губаха
Янис Ксенакис (1922-2001)
     «Ароура»
Георг Пелецис (1947)
     «Встреча с Владимиром Мартыновым»
Пол Дрешер (1951)
     «Старый дом»
Майкл Найман (1944)
     Концерт для подготовленного клавесина и струнных
Филипп Гласс (1937)
     String out
Исполняет:
     Ансамбль солистов «Академия старинной музыки»
Художественный руководитель и солистка – Татьяна Гринденко (скрипка)

23 июня,  среда,  21:00     
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
«Живая дорожка»

Годфри Реджио (1940)      «Коянискацци. Жизнь за пределами равновесия», 1983 год, США
Владимир Мартынов (1946) (композиция, фортепиано)

Стив Райх (1936)
     Different Trains для струнного квартета и плёнки
Исполняет:
     Струнный квартет Ансамбля «Студия новой музыки»
в составе:
     Станислав Малышев (скрипка)
     Инна Зильберман (скрипка)
     Анна Бурчик (альт)
     Ольга Кашнова (виолончель)

24 июня,  четверг,  19:00     
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
«АСМ есть»

АСМ – 1

Леонид Половинкин (1894-1949)
     Происшествия для фортепиано (Премьера в XXI в.)
Ефим Голышев (1897-1970)
     Трио для скрипки, альта и виолончели
Сергей Протопопов (1893-1954)
     Соната № 1 для фортепиано (Премьера в XXI в.)
Николай Рославец (1881-1944)
     Трио для скрипки, виолончели и фортепиано

АСМ – 2

Александр Вустин (1943)
     Трио для скрипки, альта и виолончели
Александр Раскатов (1953)
     Gebet для голоса и струнного квартета (Премьера в России)
Владимир Тарнопольский (1955)
     Троисти музыки для скрипки, виолончели и фортепиано
Николай Корндорф (1947-2001)
      Письмо Мартынову и Пелецису для фортепиано
Виктор Екимовский (1947)
      Лебединая песня (2) для дирижера и струнного квинтета (Премьера в XXI в.)
Исполнители:
Московский ансамбль современной музыки в составе:
     Михаил Дубов (фортепиано)
     Даниил Екимовский (фортепиано)
     Владислав Народицкий (скрипка)
     Михаил Болховитин (скрипка)
     Мария Ходина (скрипка)
     Эмиль Саларидзе (альт)
     Сергей Полтавский (альт)
     Сергей Асташонок (виолончель)
     Надежда Гребенникова (виолончель)
Дирижер – Борис Франкштейн
Антон Сафронов (1972)
     Ein Bach-stuck / Ein Stuck Bach для флейты /басовой флейты, флейты пикколо, кларнета), бас-кларнета, фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса
          (Российская премьера)
Дитер Долежел ()
     Bugs для флейты, контрабаса-кларнета, фортепиано, скрипки, альта, виолончели, контрабаса и электроники
          (Российская премьера)
Исполняют:
     Ансамбль солистов Российского национального оркестра
Дирижер – Алексей Богорад
в составе:
     Максим Рубцов (флейта)
     Дмитрий Айзенштадт (кларнет)
     Павел Домбровский (фортепиано)
     Алексей Хуторянский (скрипка)
     Антон Ярошенко (альт)
     Максим Тарноруцкий (виолончель)
     Григорий Кротенко (контрабас)


 


© 2008-2015 агентство проектов  аЛЕВТИНЫстручковой  —  levtina@gmail.com