Афиша Московской Государственной Академической Филармонии   Дата
Посвящение Генриху Нейгаузу 5.04.2009
Г.Ф. Гендель «ОРЛАНДО» - опера в концертном исполнении 5.04.2009
Академический симфонический оркестр Московской филармонии Дирижер – Максим ВЕНГЕРОВ 6.04.2009
Звезды мировой оперы в Москве» - Вивика ЖЕНО (меццо-сопрано) /США/ 8.04.2009
Великие оратории»  Ф. МЕНДЕЛЬСОН   "ПАВЕЛ" 9.04.2009
Николай Петров представляет Александра Гаврилюка 11.04.2009
Музыка и поэзия Серебряного века 14.04.2009
Владимир Ашкенази и Большой театр 15.04.2009
Новосибирский академический симфонический оркестр 16.04.2009
Российский национальный оркестр. Дирижёр – Марк ЭЛДЕР 17.04.2009
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР БАВАРСКОГО РАДИО 25.04.2009
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР 27.04.2009

Концертный зал имени П.И. Чайковского   (Триумфальная площадь, д. 4/31; тел.: 232 53 53)
Камерный зал Московской филармонии     (ул. Тверская, 29, стр.3; тел.: 232 53 53)
Большой зал консерватории                       (ул. Б. Никитская, 13; тел.: 629 74 12)

официальный сайт: www.meloman.ru
Закрыть

5 апреля
в Большом зале консерватории пианисты Элисо ВИРСАЛАДЗЕ и Алексей ЛЮБИМОВ посвящают концерт памяти своего великого учителя – Генриха Густавовича НЕЙГАУЗА. В программе – произведения Шопена, Скрябина, Шумана, Дебюсси и Галины Уствольской.

Среди легендарных исполнительских школ Московской консерватории класс Генриха Нейгауза занимает одно из самых почетных мест. Из него вышли такие выдающиеся мастера, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Станислав Нейгауз, Вера Горностаева, Алексей Наседкин, Лев Наумов и многие другие. На занятиях Нейгауза всегда присутствовало множество «вольнослушателей» – музыканты, ученые, художники, с которыми он был знаком. Мстислав Ростропович, сам будучи уже молодым профессором, учился преподавать у этого великого педагога. Он вспоминал, как бывал на уроках Генриха Густавовича, «который был всегда прост, человечен, шутлив, непосредственен, но отнюдь не «ментор».

В концерте, посвященном 120-летию Генриха Нейгауза, выступят его ученики, ныне музыканты мирового масштаба и профессора Московской консерватории Элисо Вирсаладзе и Алексей Любимов. «Я люблю и ценю вашу Элисо и от всей души желаю ей заслуженного успеха. Думаю, что мое чутье меня не обманывает», – писал Генрих Нейгауз бабушке своей ученицы Анастасии Вирсаладзе. Сегодня Элисо Вирсаладзе принадлежит к числу корифеев русской фортепианной школы, и критики восхищаются ее изысканным пианизмом, поэтичностью, трепетностью, увлеченностью и убедительностью игры, уникальным подходом к исполнению классики.

Алексей Любимов, будучи музыкантом совсем иного склада и мировосприятия, тем не менее является наследником нейгаузовской школы в области фортепианной техники: «Я занимался у Генриха Густавовича немного, чуть больше года, остальное время был у Льва Николаевича Наумова, который является продолжателем идеалов Нейгауза. Генрих Густавович был разносторонним, исключительно образованным человеком – музыка, поэзия, живопись составляли для него часть романтического мировосприятия».

При всей разности исполнительских манер, свойственным наследникам нейгаузовской школы, их объединяет общее, привитое в годы учебы отношение к своей профессии, которое было и есть настоящим служением искусству в высоком понимании этой идеи – со всей искренностью и полной самоотдачей.

5 апреля     Концертный зал им. П.И. Чайковского

Абонемент №2

«Оперные шедевры»
Г.Ф. Гендель   К 250-летию со дня смерти композитора

«ОРЛАНДО»
опера в концертном исполнении

Первое исполнение в России

Главные партии исполняют:

Патрисия БАРДОН (меццо-сопрано) /Ирландия/,
Ингела БОЛИН (сопрано) /Швеция/,
Дебора ЙОРК (сопрано) /Великобритания/,
Джеральд ТОМПСОН (контратенор) /США/,
Филипп КАТЛИП (бас-баритон) /США/

Московский камерный оркестр "MUSICA VIVA"
Дирижёр - Кристофер МУЛДС /Великобритания/

Опера барокко до сегодняшнего дня продолжает оставаться terra incognita для российских меломанов, в то время как во всех крупнейших театрах мира произведения Клаудио Монтеверди, Георга Фридриха Генделя и Антонио Вивальди занимают столь же важное место в репертуаре, что и произведения Верди, Моцарта и Вагнера. Московская филармония впервые обращается к одному из самых ярких произведений в оперном творчестве Генделя – опере «Орландо», написанной в 1733 году для Королевского театра Haymarket в Лондоне по мотивам знаменитого ренессансного эпоса Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд». Для российской премьеры этого произведения привлечены крупнейшие барочные певцы мира: Патрисия Бардон, триумфально дебютировавшая в этой роли на оперном фестивале в Экс-ан-Провансе в середине 90-х, сопрано Ингела Болин и Дебора Йорк, для которых музыка Генделя является важнейшей составляющей из репертуара, звезда нового поколения вокалистов — американский тенор Джеральд Томпсон и один из ведущих генделевских басов Америки Филипп Катлип. За дирижерский пульт камерного оркестра «Musica Viva» встанет британский маэстро Кристофер Мулдс, успешно дирижировавший операми Генделя в Баварской Государственной опере, Английской национальной опере и Уэльской национальной опере. Исполнение «Орландо» будет приурочено к 250-летию со дня смерти Г.Ф. Генделя.

Взялся за палочку:
Максим Венгеров – дирижер

6 апреля     Большой зал консерватории

Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Дирижер – Максим ВЕНГЕРОВ

Солисты:
Екатерина МЕЧЕТИНА (фортепиано)
Никита БОРИСОГЛЕБСКИЙ (скрипка)
Сергей АНТОНОВ (виолончель)

В программе:
БЕТХОВЕН. «Эгмонт» - увертюра из музыки к трагедии И.В. Гёте
Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром
МОЦАРТ. Увертюра к опере «Дон Жуан»
Симфония № 41 («Юпитер»)

«Я почувствовал, что достиг в игре на скрипке определенного совершенства на сегодняшний день. Я послушал свой внутренний голос и решил заняться дирижированием»
Максим Венгеров в интервью газете «Новые известия»

«…при целеустремленности Максима Венгерова, он может добиться значительных художественных достижений на дирижерском поприще».
газета «Культура»

Московская филармония продолжает Абонемент «Венский стиль» особенным концертом. Главной персоной вечера станет музыкант Максим Венгеров, который встанет за дирижерский пульт симфонического оркестра Московской филармонии. Еще непривычно для меломана словосочетание «дирижер Максим Венгеров», ведь буквально два года назад всемирно известный скрипач, обладатель Grammy, а в давнем — вундеркинд, покорял слушателей темпераментной игрой со сцены Большого зала консерватории.

«Переход» от смычка к палочке называют вынужденным (из-за травмы руки скрипача), хотя сам музыкант признается, что с малых лет мечтал дирижировать. С 23 лет Максим брал уроки у Вага Папяна — ученика Ильи Мусина, и благодарит судьбу за то, что она подарила ему встречу и общение с Мстиславом Ростроповичем, у которому он многому научился. Первый опыт освоения Венгеровым новой профессии можно было оценить в 2007 году – в рамках масштабного концерта «Шедевры скрипичного искусства» на Красной площади. Если тогда это были первые публичные «шаги» музыканта на новом поприще, носящие скорей популистский характер, то сейчас ему есть что предъявить искушенному слушателю и строгим критикам. В конце февраля музыкант выступил на юбилейном концерте камерного оркестра «Виртуозы Москвы», получив овации публики и благожелательные отзывы в прессе.

В программе предстоящего концерта – репертуарные сочинения венских классиков: Увертюра «Эгмонт» Бетховена, Увертюра к опере «Дон-Жуан» и Симфония № 41 («Юпитер») Моцарта.

Когда-то скрипач Максим Венгеров сам удостаивался чести выходить на одну сцену с великими исполнителями. Теперь подмостки с дирижером Венгеровым будут делить молодые российские звезды – скрипач Никита Борисоглебский, виолончелист Сергей Антонов и пианистка Екатерина Мечетина. Талантливые и яркие исполнители, обладатели лауреатских званий и премий, — постоянные участники филармонических концертов. Все они — эксклюзивные артисты Московской филармонии. В их интерпретации прозвучит Тройной концерт Бетховена.

8 апреля     Концертный зал им. П.И. Чайковского

Абонемент № 5
«Звезды мировой оперы в Москве»

Вивика ЖЕНО     (меццо-сопрано) /США/

Московский камерный оркестр "MUSICA VIVA"
дирижёр — Карлос де АРАГОН (Испания)

в программе: Арии Генделя, Вивальди, Хассе,
Россини, Тома, испанская сарсуэла

В числе молодых звезд оперы американка Вивика Жено занимает особое место. Обладательница уникального по своим виртуозным данным голоса сочетает в себе вокальное мастерство, сценический магнетизм, артистичность и прекрасный внешний облик. Она без труда исполняет самые сложные партии в операх Генделя, Вивальди, Хассе, Доницетти и Россини. Первый «прорыв» певицы связан с записью уникального альбома «Арии для Фаринелли», в котором она отдает дань легендарному певцу XVIII столетия, исполняя специально написанные для него арии, которые спустя два с половиной столетия поражают необыкновенной виртуозностью вокального письма. Последующие успехи Вивики Жено связаны с ее выступлениями на сценах всех без исключения крупных оперных театров США (Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Питтсбург, Сиэтл, Сан-Диего, Балтимор, Даллас) и Европы (Венская Государственная опера, Женевская опера, парижский Театр на Елисейских полях, Парижская опера, мадридский Teatro Real, Лионская опера и многие другие). Уделяющая особо внимание неизвестным и незаслуженно забытым операм XVIII и XIX столетий, в рамках своего московского дебюта Вивика Жено представляет арии из опер «Альцина» Генделя, «Баязет» Вивальди, «Сенокрита» Хассе, «Миньон» Тома, а также сольную кантату для голоса с оркестром Россини «Жанна д'Арк» и фрагменты из популярных испанских сарсуэл.

9 апреля     Концертный зал им. П.И. Чайковского

Абонемент №1   «Великие оратории»

Ф. МЕНДЕЛЬСОН     (200 лет со дня рождения)

"ПАВЕЛ"

оратория для солистов, хора и оркестра

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. ЧАЙКОВСКОГО
Дирижёр - Владимир ФЕДОСЕЕВ

Хор Государственного академического Большого театра России
Главный хормейстер – Валерий БОРИСОВ

солисты:
Кристиана КАЙЗЕР (сопрано) /Австрия/,
Мария Риккарда ВЕССЕЛИНГ (меццо-сопрано) /Швейцария/,
Стив ДАВИСЛИМ (тенор) /Австралия/,
Николя КУРЖАЛЬ (бас-баритон) /Франция/

Ораториальная музыка Мендельсона незаслуженно редко попадает в поле зрения российских музыкантов: два значительных опуса в наследии композитора, оратории «Илия» и «Павел», не звучали в Москве в течение многих лет. Маэстро Владимир Федосеев, чьи самые яркие программы последних лет связаны с кантатно-ораториальным жанром, отдает дань памяти Мендельсону, представляя ораторию «Павел», повествующую о духовном становлении одного из первых христианских проповедников.

Для исполнения «Павла» Московская оратория привлекает интернациональный ансамбль солистов, в числе которых – такие успешные европейских певцы как Николя Куржаль (бас-баритон, Франция), Мария Рикарда Весселинг (меццо-сопрано, Германия) и Кристиана Кайзер (сопрано, Австрия). Вместе с Большим симфоническим оркестром свои силы объединяет хор Большого театра.

16 апреля

Концертный зал имени П.И. Чайковского
Абонемент «Симфонические оркестры России»

Новосибирский академический симфонический оркестр

дирижёр - Гинтарас РИНКЯВИЧЮС /Литва/
солист — Вадим РЕПИН (скрипка)

программа:
СИБЕЛИУС     Концерт для скрипки с оркестром
ЧАЙКОВСКИЙ     Симфония № 5

16 апреля завершается цикл «Симфонические оркестры России». На сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского выступит Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичюса (Литва). В программе — Пятая симфония П.И. Чайковского и Концерт для скрипки с оркестром Я. Сибелиуса. В концерте примет участие знаменитый скрипач Вадим Репин. Международная критика пишет о нем, как о «мастере, преодолевающем опасные трудности с почти что вызывающей легкостью», а берлинская пресса считает Репина «лучшим скрипачом из ныне живущих».

Новосибирский академический симфонический оркестр стал культурным достоянием не только Новосибирска, сибирского региона, но и России в целом. Коллектив, созданный в 1956 году народным артистом СССР, профессором Арнольдом Кацем и руководимый им до его кончины в январе 2007, побывал в больших и малых городах СНГ, неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях, в том числе: «Русская зима» (Москва), «Белые ночи» (Санкт-Петербург), «Рождественские вечера», фестиваль русской музыки в Вене, «Мартовские дни» (Болгария), фестиваль музыки Бернстайна (Новосибирск, Ленинград, Москва), фестиваль слушания «Ухо» (Эрланген, Германия), фестиваль классической музыки (Канны, Франция), Дрезденский музыкальный фестиваль, Дни Иберийской музыки (Испания), Фестиваль фортепианного искусства (Франция), Фестиваль В. Спивакова (Кольмар) и другие.

В январе 2002 оркестр был приглашен Московской государственной академической филармонией сыграть концерт в зале им. П.И. Чайковского по случаю ее 80-летия, и в ноябре того же года по приглашению Санкт-Петербургского отделения Союза концертных деятелей России в честь 300-летия Санкт-Петербурга в проекте «Наследники традиций. Музыкальное приношение Великому городу» был сыгран концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В 2004 Новосибирский симфонический принял участие в фестивале «Музыкальное обозрение-2004» и исполнил мировую премьеру сочинения «10 взглядов на 10 заповедей», написанного по заказу газеты «Музыкальное обозрение» и посвященного ей же. А в июне 2006 года Новосибирский симфонический был удостоен чести принять участие в I Фестивале симфонических оркестров мира.

Коллектив постоянно гастролирует за рубежом: во Франции, Испании, Бельгии, Швейцарии, Германии, Японии... С Новосибирским оркестром выступали прославленные дирижеры: К. Кондрашин, Г. Рождественский, М. Янсонс, В. Гергиев, А. Лазарев, Д. Китаенко, К. Пендерецкий; солисты: Э. Гилельс, С. Рихтер, Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Ростропович, Д. Башкиров, М. Плетнев, Н. Гутман, О. Каган, Н. Петров, Ю. Башмет, В. Третьяков, В. Спиваков, Г. Соколов, Б. Давидович, Ю. Ситковецкий, Д. Ситковецкий, М. Венгеров, В. Репин, Д. Мацуев, Н. Луганский, А. Князев; и многие другие выдающиеся музыканты.

Оркестр многократно записывался на Новосибирском радио и телевидении, на фирме грамзаписи «Мелодия». С 1995 года записал 14 компакт-дисков для «Sony Classical», «Art Nova», «Russian Season», «Peter Kondrashin Studio», «Diamond Сlassic», «Audite», «Naxos». В 2006 за высокие достижения в области искусства и в связи с 50-летним юбилеем Новосибирский академический симфонический оркестр награжден орденом Ломоносова.

С сентября 2007 года художественным руководителем и главным дирижером Новосибирского академического симфонического оркестра стал Гинтарас Ринкявичюс (Литва), главными приглашенными дирижерами — Томас Зандерлинг (Германия) и Фабио Мастранжело (Италия).
Впервые в Москве!

25 апреля, 19.00     Большой зал консерватории

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР БАВАРСКОГО РАДИО
SYMPHONIEORCHESTER DES BAYERISCHEN RUNDFUNKS

Дирижёр – МАРИС ЯНСОНС
Chief Conductor – MARISS JANSONS

В программе:
И. БРАМС – Симфония № 2
Р. ВАГНЕР – Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
Р. ШТРАУС – Сюита вальсов из оперы «Кавалер розы»

25 апреля в российской столице в рамках Восточно-Европейского турне (Загреб–София–Москва–Санкт-Петербург) впервые выступят Симфонический оркестр Баварского Радио (Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks) и его художественный руководитель и главный дирижер Марис Янсонс.

По оценкам авторитетного британского журнала «Gramophone» Симфонический оркестр Баварского Радио сегодня входит в десятку лучших оркестров мира. Марис Янсонс полагает, что «BR Symphonieorchester – это не просто бриллиант, у него нет слабых сторон. Музыканты с огромным энтузиазмом играют каждый концерт, как последний. Они делают это больше, чем на 100 процентов… Для меня, как дирижера, это все равно, что водить роллс-ройс. С той же легкостью этот оркестр способен исполнить все, что угодно».

Основы успешного развития оркестра были заложены с момента его основания Эугеном Йохумом шестьдесят лет назад. Благодаря интенсивным гастролям коллектив сразу же обрел международную известность. Одной из магистральной линий его репертуарной политики стало сотрудничество с крупнейшими композиторами своего времени: за пультом BR Symphonieorchester стояли Игорь Стравинский, Дариюс Мийо, Пауль Хиндемит, Леонард Бернстайн, Лучано Берио, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Маурицио Кагель. Мюнхенские меломаны стали свидетелями легендарных премьер современных произведений.

За последние несколько лет оркестр исследовал новые подходы к старинной музыке и теперь сотрудничает с такими экспертами в области исторического исполнительства, как Томас Хэнгельброк, Николаус Арнонкур и Тон Коопман.

Еще одна важная сфера деятельности оркестра – поддержка молодых музыкантов и сотрудничество с Мюнхенским музыкальным конкурсом ARD.

Много известных приглашенных дирижеров, таких как К. Краус, Ш. Мюнш, О. Клемперер, К. Бём, сэр Г. Шолти, К.М. Джулини, К. Зандерлинг и В. Заваллиш, оставили свой след в истории оркестра. Сегодня с ним постоянно выступают Б. Хайтинк, Р. Мути, Э.-П. Салонен и Ф. Вельзер-Мёст. Пост главного дирижера BR Symphonieorchester вслед за Э.Йохумом занимали Рафаэль Кубелик, сэр Колин Дэвис и Лорин Маазель.

Новая глава истории оркестра открылась в октябре 2003, когда признанный фаворит всех музыкантов Марис Янсонс принял пост главного дирижера хора и симфонического оркестра Баварского Радио. Он регулярно получает восторженные рецензии на концерты в Мюнхене и во всех европейских музыкальных столицах. Марис Янсонс продолжает расширять дискографию оркестра. Под его руководством закончена запись всех симфоний Шостаковича, причем Тринадцатая симфония отмечена премией Грэмми как «лучшая оркестровая работа» (2006). Цикл симфоний Шостаковича был награжден премией German Recording Critics как «запись года» (2006).

С 2004 оркестр под руководством Мариса Янсонса является постоянным участником Пасхального фестиваля в Люцерне. UniCredit Bank с гордостью поддерживает Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks

27 апреля     Большой зал консерватории

Абонемент № 52

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР

дирижёр – Александр ЛАЗАРЕВ

программа:
ЧАЙКОВСКИЙ — Симфония № 2
БРАМС — Симфония № 2

27 апреля в Большом зале консерватории Российский национальный оркестр представляет программу из Вторых симфоний П.И. Чайковского и И. Брамса. Чайковский и Брамс, два автора, всю жизнь открыто демонстрировавшие свою неприязнь друг к другу, поставлены в программу одного концерта не случайно — две симфонии, с одинаковым порядковым номером, создававшиеся практически одновременно, удивительно гармонично дополняют друг друга. И Чайковский, и Брамс в своих сочинениях обращались к образам национального фольклора: Чайковский искусно вплетает в симфоническое развитие подлинные народные напевы, брамсовская симфония также пронизана напевными интонациями, близкими немецким песням.

Впервые после значительного перерыва за пульт РНО встанет Александр Лазарев — выдающийся музыкант, каждый концерт которого в Москве становится подлинным событием.

С его именем прочно связана одна из лучших глав в истории Большого театра России (с 1987 по 1995 гг. — художественный руководитель и главный дирижер). Под управлением Александра Лазарева оперная труппа театра совершила беспрецедентную серию престижных зарубежных гастролей, выступив в Токио (1989), в Ла Скала, (Милан, 1989), на Эдинбургском Фестивале (1990, 1991), в Метрополитэн Опера (Нью-Йорк, 1991). Александр Лазарев основал Ансамбль солистов Большого театра (1978), основной целью которого стало исполнение и популяризация современной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Музыкант окончил Московскую консерваторию (класс проф. Л. Гинзбурга). В 1971 году — завоевал Первую премию Всесоюзного конкурса дирижеров, в 1972 — Первую премию и Золотую медаль Конкурса имени Герберта фон Караяна в Берлине.

В качестве приглашенного дирижера Александр Лазарев работает с ведущими симфоническими оркестрами (Берлинский филармонический оркестр, Мюнхенский филармонический, Симфонический оркестр Баварского радио, оркестр Royal Concertgebouw, Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии «Санта Чечилия», Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, Симфонический оркестр Шведского радио, Симфонический оркестр NHK, Симфонический оркестр Кливленда, Симфонический оркестр Монреаля, Лондонский филармонический оркестр, оркестр Philharmonia, Филармонические оркестры Мельбурна и Сиднея), оперными коллективами (Theatre Royal de la Monnaie (Брюссель), Арена ди Верона, Парижская Национальная Опера, Опера Бастий, Баварская Опера).

В 1992-1995 гг. Александр Лазарев занимал пост главного приглашенного дирижера Симфонического оркестра BBC (дебют дирижера в Великобритании состоялся в 1987 году). С 1997 года А. Лазарев — главный дирижер Королевского национального оркестра Шотландии.

В последние годы Александр Лазарев постоянно работает в качестве приглашенного дирижера оркестра Санкт-Петербургской филармонии, выступая с коллективом в Лондоне, Бирмингеме, Париже, Вене.

Репертуар дирижера практически безграничен — от произведений XVIII века до авангарда.

Записи Маэстро выпущены на фирмах Erato (оркестр Большого театра), «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical (Симфонический оркестр BBC), Hyperion, BMG (Лондонский филармонический оркестр).

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ АЛЕКСАНДРА ГАВРИЛЮКА

11 апреля     Большой зал консерватории

В программе:
И. БРАМС Вариации на тему Паганини, соч. 35
И.С. БАХ-БУЗОНИ Токката и фуга ре минор (BWV - 565)
В.А. МОЦАРТ Соната № 19 ре мажор (К 576)
С. РАХМАНИНОВ Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 36 (2-я редакция)

Солист – АЛЕКСАНДР ГАВРИЛЮК (фортепиано)

Московская филармония приглашает на сольный концерт молодого пианиста Александра Гаврилюка. Жадная до свежеиспеченных имен и отзывчивая столичная публика, пожалуй, как никогда нуждается в новых кумирах-солистах. Когорта мастеров сцены оставила после себя записи, но не наследников. А большинство профессионалов уже давно не доверяют международным конкурсам, как кузнице будущих легенд-исполнителей. В судьбе Александра Гаврилюка именно состязание и заботливое участие мастера сцены сыграло главную роль.

Солидный дебют молодого музыканта на ведущей московской сцене Большого зала консерватории состоялся в 2007 благодаря приглашению Николая Петрова. Их знакомство состоялось на Международном конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Израиле (2005), где Александр был удостоен золотой медали и приза за лучшее исполнение классического концерта. Николай Петров, оценивший искусство пианиста следующими словами: «Гаврилюк — Богом данный артист, обладающий и умом, и аристократичностью, и потрясающей виртуозностью», сейчас патронирует его московские выступления. Сразу после знаменательной победы на конкурсе, он пригласил Гаврилюка для участия в собственном фестивале «Кремль музыкальный», а также выступить с сольным концертом в рамках филармонического абонемента. Вот уже второй раз Николай Петров доверяет один из вечеров своего именного Абонемента Александру Гаврилюку. В программе предстоящего концерта — сочинения Брамса, Моцарта, Баха-Бузони, Рахманинова.

На сегодняшний день Александр Гаврилюк пользуется международной известностью и с успехом гастролирует в России, США, Израиле, Украине, Польше, Японии и азиатских странах. Добавим, что за плечами двадцатидвухлетнего пианиста множество значительных побед на Международных конкурсах, в том числе в Сенигалии (Италия, 1996), имени Горовица в Киеве (1997, 1999), Хамамацу (Япония, 2003).

В соответствии с отзывами российской и зарубежной прессы на последние выступления пианиста (февраль, 2009): «…Гаврилюк демонстрирует пропорциональное сочетание технических возможностей, музыкальности и интеллекта…» (Независимая газета); «Гаврилюк создает прекрасный мир из звуков и чистых линий, сравнительный с цветовыми сочетаниями полотен Мондриана» (De Volkskrant), нас ждет увлекательный вечер.


Музыка и поэзия Серебряного века


14 апреля      в Концертном зале имени П.И. Чайковского

дирижер Юрий БАШМЕТ и Государственный симфонический оркестр «НОВАЯ РОССИЯ» представляют концерт из цикла «Музыка и поэзия Серебряного века». В программе – «Волшебное озеро» Лядова, Концерт № 2 для скрипки с оркестром Прокофьева и Вторая симфония Рахманинова.

Поэзия серебряного века с ее изобилием поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов эстетику, оказала огромное влияние на все сферы русского искусства первых десятилетий прошлого века. Процессы, происходившие в музыке этого времени, во многом пересекаются с поэтическими тенденциями. Именно поэтому программы абонемента оркестра «Новая Россия» построены на перекрестной игре поэтических и музыкальных ассоциаций, из которой складывается целостный звучащий облик эпохи, называемой Серебряным веком. Каждое музыкальное произведение предстает в окружении «родственных по духу» (по мнению авторов идеи) и созвучных по настроению литературных композиций, которые читают известные российские актеры и актрисы. В данном случае стихи А. Блока, И. Анненского, К. Бальмонта, М. Цветаевой, В. Иванова, И. Северянина, В. Ходасевича, В. Маяковского, З.Гиппиус читает мастер художественного слова, Народный артист РФ, актер Вениамин СМЕХОВ.

В качестве солиста приглашен скрипач Сергей КРЫЛОВ – музыкант, который, по словам М.Ростроповича, сегодня входит в пятерку лучших скрипачей мира. В 1989 году юный вундеркинд эмигрировал в Италию и сейчас живет и работает в Кремоне. Концерты С.Крылова проходят в залах Берлинской и Мюнхенской Филармоний, Венском Музикферайне, Театре Ла Скала, Театре Колон в Буэнос-Айресе и др. Помимо выступлений с оркестром, он уделяет большое внимание камерной музыке и сольным концертам. Среди творческих партнеров музыканта – Ю. Башмет, М. Венгеров, Д. Герингас, М. Рудь.


15 апреля

ВЛАДИМИР АШКЕНАЗИ И БОЛЬШОЙ ТЕАТР

В последнем в этом сезоне концерте филармонического абонемента Большого театра в Большом зале Московской консерватории за пульт оркестра Большого встанет Владимир АШКЕНАЗИ, а в качестве солиста выступит скрипач Борис БЕЛКИН (Бельгия). В программе – Концерт для скрипки с оркестром Брамса и «Альпийская симфония» Р.Штрауса. В концерте принимает участие органистка Людмила Голуб.

Свое выступление в России музыканты-эмигранты решили посвятить памяти выдающегося Учителя, создателя уникальной скрипичной школы – Юрия Исаевича Янкелевича, столетие со дня рождения которого отмечается этой весной. Среди многочисленных учеников профессора Янкелевича, составивших славу его школы – таких, как Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Татьяна Гринденко, Александр Брусиловский, был и Борис Белкин.

На Западе Борис Белкин сделал блестящую карьеру, выступая с самыми лучшими оркестрами и дирижерами - Леонардом Бернстайном, Шарлем Дютуа, Лорином Маазелем, Зубином Метой, Риккардо Мути, Сейджи Озавой, Юрием Темиркановым и многими другими. В 1992-95 гг. Борис Белкин руководит камерным оркестром "Chamber Soloists" в Зальцбурге. Между тем, в Москве его слышат редко. В прошлом – классический вундеркинд, в возрасте семи лет он впервые выступил с оркестром под управлением выдающегося русского дирижера Кирилла Кондрашина. И в отличие от многих вундеркиндов с этого момента его концертная деятельность не прекращалась. Вершиной его карьеры в СССР стала победа на Всесоюзном конкурсе в 1973г. А через год он, так же, как и Ашкенази, принял решение покинуть страну. Его дружба с Владимиром Ашкенази сложилась еще в годы обучения в Центральной музыкальной школе.

Маэстро Ашкенази в настоящее время живет в Исландии. Победитель II Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1962), шестикратный обладатель премии "Грэмми" в различных номинациях со временем Владимир Ашкенази подключил к своей блестящей фортепианной карьере и дирижерское амплуа. Он сотрудничал с престижными оркестрами – лондонской Филармонией (почетный дирижер), Кливлендским симфоническим (бывший главный приглашенный дирижер), Оркестром Берлинского радио (главный дирижер в 1988-96 гг.) и др. В 2004-07 возглавлял Симфонический оркестр NHK (Токио), а также руководил Молодежным оркестром Евросоюза. В Москве маэстро появляется не так уж часто, так что его выступление с оркестром Большого театра можно считать настоящим подарком московским слушателям.


17 апреля     Концертный зал имени П.И. Чайковского

Абонемент № 12

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР
дирижёр – Марк ЭЛДЕР /Великобритания/


программа:
МАЛЕР — Симфония № 6 («Трагическая»)

17 апреля в Концертном зале имени П.И.Чайковского выступит Российский национальный оркестр. Коллектив впервые будет сотрудничать с одним из крупнейших дирижеров Европы — британским маэстро Марком Элдером, завоевавшим серьезную репутацию как и в области симфонического дирижирования, так и в оперном театре. Оперные ангажементы Элдера включают постоянные выступления в Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Парижской опере, Covent Garden (Лондон), на Байройтском фестивале. Только за последние два года Элдер неоднократно приглашался такими авторитетными коллективами как Берлинский филармонический оркестр, Чикагский и Бостонский филармонический оркестры, Лондонский филармонический оркестр, «Оркестр Века Просвещения» (Лондон) и др.

В репертуаре Марк Элдер особое внимание уделяет австро-немецкой музыке XIX - XX столетий. Для своего российского дебюта Элдер избрал одну и самых сложных симфоний Малера — Шестую.

Интересна история создания Шестой симфонии. Написана она была в 1903-04 и создавалась в самый счастливый период жизни композитора: триумфально шли постановки в Венской опере, которой он руководил, он женился на первой венской красавице Альме Шиндлер (Малер), одна за другой у них родились две дочери. Летом, когда он писал музыку, пребывал в идиллии на даче в окружении семьи, природы и книг (читал переписку Вагнера с Матильдой Везендонк, «Исповедь» Л.Толстого). А в 1904 вдруг закончил вокальный цикл «Песни об умерших детях», чем сильно испугал жену.

После же завершения Шестой симфонии вся жизнь для композитора фатально перевернулась: он покинул пост дирижера Венской оперы, умерла дочь, у него появился порок сердца, ставший впоследствии причиной и его смерти. Музыка словно предсказала этот трагический поворот судьбы.

Шестой симфонии Малер первоначально дал название «Трагическая», потом от него отказался. Причину он раскрывает в одном из писем: «Название... было попыткой как раз дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось (как я ни старался) и только привело ко всяким кривотолкам, стало мне, увы, ясно слишком скоро... Отныне я окончательно отказываюсь комментировать свои сочинения, анализировать их или давать какие-либо подсказки». В оркестровку композитор ввел удары молота, символизирующие удары рока.

Симфония колоссальна по оркестровой мощи: увеличен состав струнных, духовых (в частности, 8 валторн, 6 труб, 4 тромбона), ударных, введены 2 арфы. Еще более грандиозна она по продолжительности – 80 или более минут.

Замечательный дирижер, один из лучших интерпретаторов малеровской музыки Биллем Менгельберг писал о Шестой: «В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Малер ответил Менгельбергу: «Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо... Большое утешение — услышать слова подлинного и глубокого понимания...».

Симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене под управлением автора.




© 2008-2015 агентство проектов  аЛЕВТИНЫстручковой  —  levtina@gmail.com